Параллельная реальность Александры Чувилевой

«Краски тепла и графика холода» - так называлась выставка картин московской художницы Александры Чувилевой, которая прошла в минувшие выходные в Доме культуры «Юбилейный».

В экспозиции были представлены пейзажи, выполненные маслом и пастелью. На многих их них художница запечатлела живописные уголки Рузского края. Но особое внимание публики привлекли три центральные картины выставки - «На краю» (Деревянный домик с вывеской «Хлеб», стоящий на краю обрыва), «Осень» (рыжая лиса как обобщенный образ осеннего леса) и «Восход» (человек, держащий в руках солнце). На общем фоне реалистичных полотен они выделялись иллюзорностью, метафоричностью, необычным художественным видением мира.

14 марта состоялось открытие выставки. Чай из самовара и домашняя выпечка, которой Александра гостеприимно угощала посетителей, располагала к общению, в том числе к приятной и познавательной беседе с нашим корреспондентом:

- Саша, с чего началось твое увлечение живописью?

- Я занялась рисованием еще в несознательном возрасте. Мама сначала водила меня в различные художественные кружки, потом я поступила в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств, где проучилась семь лет. Затем окончила институт моды, занималась проектированием интерьеров и чертежами, но вскоре поняла, что живопись мне ближе.

- В какой технике выполнены представленные работы?

- Работы представлены в технике пастели и в масляной живописи, это сделано специально, сама выставка называется «Графика холода и краски тепла». Это тесно связано с особенностями погодных условий: когда на улице теплое лето, хочется рисовать сочно, хочется работать красками. Зимой преобладают совершенно другие мотивы, на холоде играет свет и тень, цветов практически нет, и рисунок строится на контрасте. Соответственно и технику лучше сменить на более сухую.

- На выставке мы видим только пейзажи. А в других жанрах ты работаешь?

- Конечно! Все зависит от настроения. Но основная часть моих картин – это пейзажи. Я люблю природу, мне нравится её писать. Наверное, потому что она непостоянна, а мне нравится фиксировать изменчивые состояния. Сегодня на выставке представлены пейзажи Рузского района (Поречье, Карьеры на станции «Санаторная», Белый дом в разных ракурсах), Можайского, где находится моя дача. Некоторые сделаны в ленинградской области и в Твери - я люблю путешествовать с этюдником.

- Три центральные картины твоей выставки отличаются от общей композиции. Можно ли отнести их к сюрреализму?

- Сюрреализм - это реальность, но дополненная. Наверное, можно сказать, что это сюрреализм, потому что рыбы реальны, но мы их видим в водоеме, а на картине «восход» они проплывают по небу. Но я не люблю на себя вешать какие-либо ярлыки, пусть этим занимаются искусствоведы. Я просто делаю живопись. Мне в голову приходят какие-то интересные идеи, они складываются в картинки и мне хочется поделиться ими с людьми, потому что, на мой взгляд, они неординарны.

- Я знаю, что природу ты пишешь с натуры. А где черпаешь образы для «сюрреалистических» шедевров?

- Сюжет картины «На краю» возник зимой, когда я проезжала по глухой деревне и увидела одинокий дом. На нем висела реклама хлеба и хлебобулочных изделий, а рядом не было абсолютно ничего. Вокруг холод и снег, и мне было непонятно, кому тут нужен этот хлеб, и для кого висит реклама над дверью. Картина – обобщенный образ всех одиноких домиков. Она об одиночестве, о важных для человека делах, которые никому больше не нужны, кроме него самого.
Картину «Осень» я написала под впечатлением от осенней природы. Мы, люди, настолько крохотные в этом мире, что видим лишь его малую часть, и кто знает, насколько велик он самом деле. Когда я смотрела на лес вдали, мне показалось, что это не отдельно стоящие деревья, а один живой организм, некое животное, которое составляют деревья. Так как листья уже пожелтели, я решила, что это лиса, и нарисовала островок оранжевого леса в тумане в форме притаившейся лисы.

Третья картина, которая называется «Восход», написана по ощущениям и вопросами: откуда берется солнце, куда оно уходит? На ней солнце держит в руках человек, сидящий на ветке дерева, а вместо облаков по небу плывут рыбы. Наша Земля – всего лишь маленькая точка в Космосе, и может быть, во Вселенной существуют другие, параллельные миры, которые чем-то похожи на нас. Может быть, в тех мирах по небу плавают рыбы, и нельзя быть до конца уверенным в том, что на нашем небе облака, а не рыбы или другие организмы, ведь мы не можем их пощупать в данный момент. Такая моя художественная фантазия.

- Необычная фантазия! А можешь назвать имена любимых художников?

- В первую очередь это Ван Гог, Мунк, Ренуар. Импрессионистов я тоже уважаю.

- Какие личные качества нужны художнику для творчества?

- Художник должен быть впечатлительным, иначе у него ничего не получится. Он не должен стесняться своих идей, и в нем не должно быть бахвальства. Творческий человек обязан всегда стремиться к совершенству. Если он гордится своими работами, то творчество пропадает, и он умирает в себе как художник.

Анастасия Платонова

|